ОБЗОР МОБИЛЬНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ СТЕНДОВ

Мобильные выставочные стенды переживают период стремительного роста. Как и все мобильное во времена Intrernet'а, реактивных самолетов и спутниковых телефонов. Удобные складные конструкции приобретают не только богатые фирмы, разъезжающие по выставкам всего мира, но и начинающие предприниматели, экономящие на выставочных затратах, и спортивные команды, и клубы по интересам, и общественные фонды. Оказывается, представление узнаваемого или, наоборот, неожиданного графического образа стократ убедительнее призывов и длинных речей. В этом способе воздействия, собственно, нет ничего принципиально нового - вспомним флаги и транспаранты по праздникам или огромные портреты на стенах. Новизна заключается в доступности этой рекламной технологии для каждого. Два-три квадратных метра свободного пространства, пять-десять минут - и изображение фотографического качества возникает именно там и именно тогда, когда это приносит максимальный эффект (в том числе и экономический). И называется это чудо "мобильные выставочные стенды" или по-английски:

POP-UP
Как и многие высокотехнологичные идеи эти конструкции пришли из развитых западных стран, причем особенно преуспела Швеция. К Hi-Tech можно отнести и собственно технологии изготовления конструкций, и технологию печати изображений, и идеологию применения. Все вместе рождает образ динамичный, успешный и немного волшебный. Из небольшой сумки мгновенно появляется плакат выше человеческого роста, из пластиковой коробки на колесиках возникает ярко освещенная монолитная стена с фотоизображением размером три на четыре метра, а сама коробка оказывается рабочей стойкой. Процесс этот просто завораживает и никто не проходит мимо. Для чего, собственно, все и затевается. Волшебства здесь, конечно, нет - это больше похоже на фокус, хорошо подготовленный, отрепетированный, с отличным реквизитом. Что же нужно, чтобы поразить воображение зрителей? Во-первых, хорошая конструкция, во-вторых, правильно подготовленный макет, в-третьих, высококачественная печать.

КОНСТРУКЦИЯ
Здесь, как уже было сказано, доминируют производители из Швеции, хотя есть английские, немецкие, американские и, наверно, другие. Идеи, лежащие в основе конструкций разных производителей, примерно одинаковы, различается лишь реализация (впрочем, в "Жигули" и "Мерседес" также заложена одинаковая идея - передвижение людей в закрытом экипаже на колесах с помощью двигателя внутреннего сгорания - но какая разница в реализации!). Итак, идеи:
  • складная решетка с тремя степенями свободы, на которую с помощью магнитных полос монтируются гибкие фотопанели;
  • складная конструкция из жестких фотопанелей на разъемных шарнирах с одной степенью свободы;
  • подставка-растяжка для плаката (одного, двух, трех). Возможно, в таком определении многие не узнают знакомые Quick Screen, Bazooka, Expand Joker или Maxibit Network - но это именно они (и многие другие).
    Главное их назначение - служить основой для фотоизображения, никоим образом не выдавая своего присутствия; собираться и разбираться десятки и сотни раз без поломок и потерь точности соединения; радовать глаз как своего владельца, так и посторонних людей, пожелавших заглянуть за кулисы чудесного имиджа.

    МАКЕТ
    В подготовке макетов разных рекламных изображений есть много общего. Практически каждый дизайнер владеет необходимыми приемами. Поэтому остановимся только на особенностях макетирования для систем POP-UP. Размер изображения обычно составляет несколько квадратных метров, например, 2,2м х 4 м. Расположенные на нем основные образы не могут быть мелкими, так как с достаточно большого расстояния стенд должен восприниматься как единое целое. С другой стороны, изображение будет рассматриваться также и с близкого расстояния, 0,5-1 м, а, значит, должно предлагать некоторую дополнительную информацию, недоступную издалека.
    Поэтому, если для обычного плаката такого размера достаточно разрешения файла 30-40 dpi (в натуральную величину), то для систем POP-UP - минимум 100 dpi. Соответствующие требования накладываются на сканирование. Изображениям на обычных Photo CD уже не хватает разрешающей способности, сканировать офсетную печать также бессмысленно. Приходится заказывать или покупать слайды (желательно, широкие) и сканировать их с разрешением 3000 dpi и выше. Файл, подготовленный к печати для стенда, обычно имеет размер 300-600 Мб, что накладывает дополнительные требования на компьютер дизайнера (особенно на размер памяти и скорость устройств долговременного хранения). Еще одной особенностью макетирования является необходимость разбиения на полосы, которые в дальнейшем будут
    резаться внахлест для достижения точного совмещения.

    ПЕЧАТЬ
    Собственно, при создании мобильного выставочного стенда печать является главным звеном. Как уже говорилось, конструкция должна удерживать изображение в нужном месте и быть максимально незаметной. Как правило, это могут обеспечить практически все основные производители. А вот готовить изображение берутся десятки и сотни фирм, имеющих некое печатное устройство. Они худо-бедно справляются с макетированием, печатают, ламинируют, режут - и отдают готовое изделие клиенту. Казалось бы, все просто - клиент доволен, деньги получены. Однако, при посещении выставок, где есть много мобильных стендов, остается очень противоречивое ощущение. Одни действительно притягивают всеобщее внимание, представляя цельный графический образ, словно бы существующий сам по себе.
    Другие… Криво порезанные панели с сантиметровыми щелями, блики на глянцевой поверхности, не позволяющие разглядеть изображение, просвечивающая сквозь картинку решетка конструкции, отслоившийся ламинат, самопроизвольно скручивающиеся полосы - вот неполный перечень дефектов, которые можно увидеть. Какое уж там волшебство, фокус явно не удался. А диагноз прост - нарушение технологии. Как же нужно печатать, чтобы всего этого избежать?
    Сейчас используются три способа печати полос - струйный (inkjet), электростатический и фото. Наилучшее качество дают фотоплоттеры (например, фирмы Durst), но оборудование слишком дорого и в России его пока нет. Струйные и электростатические плоттеры очень распространены (во всяком случае, в Москве). Однако, качество, требуемое для POP-UP систем, обеспечивают далеко не все. Можно сформулировать четыре основных критерия для оценки пригодности оборудования:
  • разрешающая способность печати - 600 dpi и выше (в принципе, допустимо 300 dpi, но это вчерашний день);
  • яркость изображения (здесь наступает ограничение для электростатических плоттеров, печать которых бледновата);
  • стабильность цвета - полосы печатаются одна за другой, а потом должны идеально совпасть (есть отрицательный опыт при использовании DisplayMaker, да и электростатика, бывает, сбоит);
    стабильность размеров - разбитое на части изображение при совмещении также должно идеально совпасть.
    Всем вышеперечисленным требованиям отвечают новые модели EnCad, Hewlett-Packard 2000/3000, Roland Hi-Fi Jet, Xerox XPress. Именно их и нужно использовать при печати для POP-UP систем (если нужен отличный результат).
    Напечатанное на бумаге изображение необходимо заламинировать. Сейчас этот тезис ни у кого не вызывает сомнения, а 2-3 года назад все производители плоттеров анонсировали "новые" материалы, которые "не нужно ламинировать". Итак, защищать нужно. Но чем и как? Только профессиональным ламинатором (прецизионная механика, силиконовые валы, регулируемый прижим). Горячей или холодной пленкой? Это зависит от способа печати: струйная печать не любит сильного нагрева, будут пузырьки, электростатической - все равно. Кроме того, некоторые горячие пленки могут плохо прилипать к глянцевым фотобумагам, на которых достигается наиболее качественная печать. Эффект может появиться или исчезнуть при переходе на другие чернила. Точные рекомендации можно дать только при полной информации о типе плоттера, чернил и материала. Холодные пленки универсальны и позволяют получить гарантированный результат. Они дороже, но дело того стоит. Степень глянцевости? Многие предпочитают только глянцевые пленки, считая, что изображение выглядит ярче и "наряднее". Часто это бывает правильно, не есть случаи, где глянец недопустим. Это печать для выставок. В условиях выставочного зала с множеством сильных "точечных" источников света глянцевая пленка забивает бликами все то, что, наоборот, должна подчеркивать. Использование матовой пленки допустимо, она придает естественность имиджу (словно бы ламинирование отсутствует), но несколько "гасит" цвета, снижая контрастность. Выход был найден.
    Разработаны специальные зернистые пленки, имеющие эффект глянцевой яркости, но не бликующие. Именно их и нужно использовать для мобильных выставочных стендов.
    Для получения необходимой жесткости (для систем POP-UP) обратная сторона изображения также должна быть заламинирована толстой пленкой. Многие просто используют толстый горячий ламинат - проявляется второй нередкий дефект, полупрозрачные панели. Чтобы избежать этого применяются также специальные непрозрачные основы типа StopLight, имеющие в своей основе алюминиевую фольгу, не толстые, но непрозрачные и жесткие.
    Last, but not least. Последней стадией изготовления стенда является резка панелей. Один неверный рез - и все затраченные до этого усилия идут прахом. Вероятность ошибки очень велика. Снова печать, сушка, ламинирование дорогими пленками. Поэтому обеспечение точности реза - одна из самых серьезных задач того, кто берется печатать для POP-UP систем. Вручную (ножом по линейке) ее обеспечить практически невозможно. Но выход также есть - использовать специальные системы для резки панелей длиной не менее 2,5 м. Самые известные и хорошо зарекомендовавшие себя - Sallmetall HDC и MDC системы. В Москве таких немного, но есть.
    Итак, пройден весь путь. Выбрана конструкция, разработан макет, изготовлены панели. Теперь мобильный выставочный стенд ждет трудная судьба: его будут перевозить автомобилями, поездами, самолетами, собирать и разбирать, собирать и разбирать… И если Вы хотите многих лет жизни Вашего стенда - обращайтесь к профессионалам.


    Александр Глезеров
    директор филиала ЗАО "Международные полиграфические системы "IPRIS" (в сотрудничестве с ЗАО "АЛДИ-Имидж").

    "Экспомир+" № 1/2000.


    Выставочный МОСТ - выставки, ярмарки России и мира.
    Статьи, пресс-релизы