В бизнес-тур – в бизнес-стиле

Существует такая байка одного переводчика-синхрониста: сопровождал лет десять назад в деловом турне по Лондону одного нашего банкира. Целью поездки были переговоры с представителями британских финансовых кругов и установление определенных партнерских отношений. План будущих встреч и официальных мероприятий утвердили заранее.

Первая неофициальная встреч с президентом одного из старейших и весьма уважаемых английских банков состоялась в фешенебельном ресторане. Заметим, что беседа была именно деловая, а не в русском стиле (выпить за знакомство, а при удачном раскладе еще и на брудершафт). Во время переговоров приятель обратил внимание на некоторую настороженность со стороны британских коллег, причина которой вскоре выяснилась. Сразу после встречи помощник британского банкира позвонил моему знакомому и тактично (насколько это было возможно) сообщил, что его патрон (и даже лорд) мистер N не может показаться на людях с человеком в таком костюме, а тем более вести с ним дела. Пришлось русскому бизнесмену срочно идти в магазин и переодеваться… А костюм-то у него был по тогдашним российским меркам вполне уместный и даже шикарный (шелковый, черный с отливом), а главное, шел обладателю. Однако маленький нюанс: одежда не соответствовала тому, что находится вне моды и пребывает в неизменном виде уже несколько десятилетий. Деловому стилю.
Помните фильм «Начальник Чукотки»? Тогда к главному герою по делам приплывали бизнесмены разных народов: американец, японец, русский купец-эмигрант. Каждый из них был одет в соответствии с национальными обычаями: американец – в свитере, японец – в кимоно, русский купец – в ситцевой рубахе и жилетке. Но эти времена давно канули в Лету. Сегодня и японец, если они ведут бизнес на международном уровне, придут на переговоры одетые практически одинаково. (Причем их костюмы, будучи сшиты в одних и тех же домах моды.) Соответственно, отправляясь в бизнес-тур за границу (на международную выставку, конференцию, просто переговоры), необходимо положить в чемодан определенный гардероб и аксессуары. Итак, что же подразумевает под собой деловой дресс-код?

Одежда
Начнем с основной части, то есть непосредственно с костюма. По сложившейся традиции в настоящем бизнесе существует только два цвета подобного туалета: синий и серый. Причем по статистике первый носят лидеры и люди, склонные к инновациям, второй – консерваторы. Вопреки бытующему представлению об уместной строгости, черный костюм деловой мужчина надевает в дух случаях: на свадьбу и похороны. Что де касается зеленого или коричневого, то подобные оттенки имиджмейкеры считают цветами неудачников. Если вам не безразличен результат переговоров, то надевать костюм. Выполненный в такой цветовой гамме, не следует.
Разумеется, статус обладателя костюма определяют качеством последнего, например тканью. По рейтингу консервативности высшую ступень занимает стопроцентная шерсть (летом – натуральный шелк). Удивительно, но лен в деловом мире не принят. (Костюм из такой ткани надевают разве что в пятницу, традиционно предполагающую определенное расслабление.) Теперь о рисунке... Самым строгим и предполагающим высший статус является тонкая, еле заметная полоска. Далее следует однотонная раскраска, а за ней – игольчатая колоска. Все остальные варианты к настоящему бизнес-стилю не относят. Ну вот, костюм мы подобрали.
Теперь примерим рубашку, изготовленную из стопроцентного хлопка. Вопреки представлениям обывателя белый цвет занимает в рейтинге консервативности только третье место, отдавая лидерство экрю (цвет небеленой шерсти) и голубому. Соответственно другие цвета и оттенки будут более демократичными и неформальными. Конечно, бывают исключения.
Если вы связаны с игорным или шоу-бизнесом, являетесь представителем творческой профессии, то, вероятно, вам уместнее надевать что-то экстравагантное, например, ослепительно белый или черный с отливом костюм. Однако для представителя классического делового мира (служащий банка, торговой, страховой или консалтинговой компании) рекомендуют вышеприведенный вариант.
Далее подберем к рубашке галстук. Пожалуй, это единственная деталь мужского туалета, которая допускает самовыражение. Здесь допустимы варианты цвета, контрастности и формы узла. Рисунок галстука должен быть настолько мелким, что его можно прочитать только на близком расстоянии. Самый консервативный и беспроигрышный вариант на все времена – синий галстук в белый горошек. Чем темнее фон и светлее горошек, тем контрастнее и консервативнее.
На следующем по строгости месте стоит «футляр» - равномерно повторяющиеся светлые и яркие символы (ромбик плюс кружочек) на темном фоне. Далее следует однотонный галстук, подобранный к рубашке с рисунком. И все де выбор галстука позволяет некоторые отклонения от классических вариантов. Например, в нынешнем сезоне актуальны широкие галстуки с яркой цветной диагональю рисунка и большим углом. Однако следовать моде необязательно. Выбор размера и формы его узла определяют исключительно расстоянием между уголками воротника рубашки в застегнутом виде и между пропорциями лица. Поэтому все очень индивидуально. Идеальный материал для хорошего галстука – тяжелый натуральный шелк.
И, наконец, маленькая, но весьма важная деталь туалета – носки (только черные или темно-синие). Некоторые надевают светлые коски с таким же костюмом, что тоже возможно. Главное, чтобы данный атрибут одежды был темнее брюк. Чем длиннее носок, тем лучше. Если мужчина сидит на стуле, то его обнаженная голень не должна быть видна, поэтому носки до середины голени – идеальный вариант. Материал, из которого их делают, должен содержать минимум синтетики, чтобы бизнесмену было спокойно, иначе до конца переговоров он не выдержит.

Основные аксессуары
Обувь
Оказывается, обувь – это не одежда, а аксессуар. Классические полуботинки делового человека выполнены только из натуральной кожи черного цвета (замшевые боты оставьте для дискотек и клубов). Коричневую обувь надевают со светлым и серым костюмом, а не с синим. Форма носка классическая: гладкая и немного заостренная. (Любимые сейчас среди россиян туфли с длинными острыми носами – признак дурного тона.) Поверхность ровная, без орнамента, накладок и украшений. Никаких пряжек, молний. Застежек, пуговичек – только шнурки. Менее консервативный вариант – мокасины, вошедшие в бизнес-стиль только в последнее время.
Портфель
Консерватизм в аксессуарах не оставляет места модной и дорогой синтетике. Только кожа – качественная и хорошо выделанная. Однако в последнее время в моду вошли портфели из состарившейся кожи. Но это не диктат. Не каждый может позволить себе действительно стильный и удобный кожаный портфель или кейс, поэтому молодым мешают складывать бумаги в приличные синтетические портфели-сумки.
Часы
Каким бы технократом вы ни были, электронные часы оставьте для экскурсий, занятий спортом или встреч без галстуков где-нибудь на пикнике. К костюму надевают лишь классические модели со стрелками. Идеальный вариант – швейцарская механика. Руководителю компании по статусу положены только такие. Стоимость их составляет от одной тысячи долларов за самые дешевые ширпотребные модели до… сотен тысяч долларов за эксклюзивные варианты. На самом деле часы – единственный аксессуар, способный отразить статус владельца. Если снаружи на костюм или галстук не пришивают лейбл производителя, определяющий цену вещи, то марку часов можно разглядеть. Цена стандартных моделей изделий высокого среднего класса (Longines, Raymond Weil) Люкс (Breguet, Blancpain) отличается в десять раз.
Мобильный телефон
Вот здесь, пожалуй, интернационализм в марках устройства отсутствует. Все-таки в различных странах поддерживают разные стандарты сотовой связи, отсюда и всевозможные модели.
Определить обычную дешевую иностранную трубку от дорогой порой весьма сложно. Однако заявить о своем статусе, достав сотовый телефон, все же возможно. Любому иностранцу платиновый или золотой корпус красноречиво скажет о стоимости аксессуара. Такие телефоны выпускают под многие стандарты. В частности, в России подобные мобильники привычного нам стандарта GSM продает компания Vertu (марка та же). При этом наполнение трубки скромное, как в самых дешевых моделях эконом-класса. Однако в этом-то и есть шик. Крупный бизнесмен использует телефон только по прямому назначению, ведь для всего остального у него есть ноутбук и помощники. Стоят такие трубки от 10 тыс. долл. В более дешевой категории в России представлен только Nokia 8800 (цена – 2 тыс. долл.). Эта элегантная модель выполнена из обычных материалов, зато имеет все стандартные функции навороченной трубки.


Теперь немного разобрались и в этом вопросе. Не бойтесь консервативной одежды! Чем строже костюм, тем выше статус его обладателя. А дальше…Как говорится, встречают по одежке, а провожают … по результатам переговоров. Удачи!


Алексей Боярский
Деловой Мир. Туризм и отдых, окт. 2005 № 39(376)


Выставочный МОСТ - выставки, ярмарки России и мира.
Статьи, пресс-релизы