Выставка или …
К написанию данного материала подтолкнул ряд встреч с менеджерами и руководителями малого бизнеса на тему: «Зачем и почему надо участвовать в выставках». Справедливости ради скажу, что все фирмы, с которыми встречался, вполне уверенно себя чувствуют в своих экономических секторах. Так же, все, с кем мне приходилось встречаться, сходятся в главном – участвовать надо. Однако на вопрос «Зачем и почему», ответ размыт и, в противовес положительному ответу, звучит: «Участие в выставке стало не эффективным». Попробуем разобраться… Выставка, это комплексный бизнес-инструмент для достижения компанией поставленных коммерческих и маркетинговых целей. Почему комплексный – потому, что ДО-, НА- и ПОСЛЕ выставки, можно (и нужно) использовать ВСЕ инструменты маркетинга! Здесь ни как не обойтись без маркетинг-менеджмента, финансовой составляющей, всех инструментов рекламы и PR, логистики и т.п. Выставочная деятельность любой компании (производственной или торговой, отечественной или зарубежной) всегда была и остается одним из самых дорогостоящих мероприятий, подготовка и проведение, которого напоминает цикл маркетингового планирования, а порой и разработку бизнес-проекта. Почему? Все просто… Хотя бы потому, что в это мероприятие вы вкладываете (инвестируете) достаточно «круглую» сумму, материальные, технические и человеческие ресурсы. Сама же выставка, на своем пике, займет времени от одного до 4х дней (номинально отведенное время), и, как от любого проекта вы ожидаете, что эти вложения, к вам не только вернутся, но вернутся с ПРИБЫЛЬЮ (в первую очередь в денежном выражении)! Подумайте только: Вы, всего за три-четыре дня участия в выставке, расходуете сумму в стоимость от одной до пяти и более новых автомашин (?!). Не хило… Вопрос: «Для чего вы участвуете в выставке?» Чаще всего звучит ответ: «Привлечь клиентов, что бы увеличить объем продаж» или «Там участвуют другие компании с нашего рынка». Давайте рассмотрим это объективно… Для чего вы занимаетесь бизнесом? Не вдаваясь в вопросы психологии и личности, ответ будет: «Что бы зарабатывать деньги». Все верно. Однако вы стремитесь к более высоким результатам и в частности – к увеличению вашей денежной массы. Что влияет на ее увеличение в коммерческом процессе? Назовем основное: • Увеличение объемов продаж. • Увеличение частоты покупок. • Расширение ассортимента. • Увеличение стоимости продукции и снижение издержек. Прежде чем принимать решение об участии в выставочном мероприятии необходимо задуматься – что можно сделать для достижения коммерческих целей, без участия в выставке (?). Какая будет экономическая эффективность от предпринятых мер и, в какой период? Налажен ли в компании механизм подготовки, реализации и контроля тех мер, которые вы используете вместо участия в выставке? Готовы ли вы к тому увеличению потока клиентов, который желаете? Готовы ли поддержать с новыми клиентами те отношения, которые вы будете декларировать на выставке? При этом необходимо твердо понимать, что одно дело, к примеру, нанять новых менеджеров по продаже, которые займутся привлечением новых клиентов или провести небольшую рекламную компанию в СМИ (когда вас «увидят» только на печатной странице) и совсем другое, когда вы выходите на ВЫСТАВКУ (!). Здесь вы «как на ладони»! Все ваши положительные и отрицательные стороны будут видны и посетителям, и участникам выставки. Грустная правда: Почти 40% экспонентов, которые впервые принимают участие в выставочном мероприятии, терпят поражение и очень не скоро возвращаются к этому сложному инструменту маркетинга. Почему так происходит? Компания заказывает площадь, разворачивает выставочную экспозицию, некоторые устраивают «шоу» и ждут, когда начнется «бешеный» спрос на их продукцию. Однако, «чуда» не происходит. Позже, можно услышать жалобы таких экспонентов на плохую организацию выставки, а вот признания своей неподготовленности, увы… Почему? Этому можно дать много объяснений, но главные это: • считают, что они все знают • забывают, что на выставке надо не участвовать, а РАБОТАТЬ (!) • считают, что главное выбрать место и поставить стенд, а остальное, разумеется, дело организаторов выставки • низкая организация и самоорганизация • отправляют на выставку менее загруженный персонал и «молодых» сотрудников • слабое понимание, что такое экономическая эффективность от участия в выставке и, как ее контролировать в периоде (после выставки) В сентябре прошлого года, мне позвонил менеджер одной из компаний и сообщил, что руководством поставлена задача – в течение полугода увеличить объем продаж на N цифру. Время на принятие решения, каким образом это выполнить, жестко ограниченно, средства ограниченны. В общем, обычная ситуация для нашей действительности. К решению поставленной задачи мы подошли, как отдельному бизнес-проекту, где за алгоритм было принято: 1. Генерация и обработка бизнес-идеи (проекта) 2. Выработка тактико-стратегического плана 3. Запуск тестового режима 4. Запуск рабочего режима проекта В начале, чтоб определиться в максимально короткие сроки с наиболее оптимальными решениями поставленной задачи, был проведен экспертный кросс-тест на определение степени маркетинговой ориентированности компании (параметры: маркетинговый или традиционный подход). Объектами тестирования стали: рынок, клиентура, конкуренты, каналы сбыта, формы оплаты заказов, сотрудничество внутренних служб, оплата труда менеджеров по сбыту, др. Проведенный тест позволил обратить внимание на те факторы внутреннего менеджмента, которые в «общей текучке» не «били по глазам», но в реализации решения могли оказать отрицательное влияние. В итоге, степень маркетинговой ориентированности компании была определена как «смешенная», а так же, вскрыт ряд разногласий в сотрудничестве подразделений, недоработки в работе по привлечению и удержанию клиентов, и информационном обеспечении сотрудников компании о деятельности компании. Далее, изложив по приоритету необходимые корректировки, были рассмотрены несколько вариантов решения поставленной задачи, из которых после «мозгового штурма» были выбраны варианты: 1. увеличение количества менеджерского состава 2. проведение рекламной компании 3. участие в ближайшей специализированной выставке Что бы не «распыляться» и не упустить из виду вскрытые недоработки во внутреннем менеджменте был проведен предварительный расчет вероятной эффективности каждого выбранного варианта. В предварительном расчете рассматривались такие параметры как: 1. предполагаемая инвестиция 2. предполагаемый валовой оборот 3. доходность 4. достоинства и недостатки 5. др. На выходе, ранжировав данные, было получено, что из трех выбранных вариантов решения поставленной задачи, наиболее оптимальный и эффективный, но наиболее трудоемкий, это участие в ближайшей специализированной выставке. Однако, что бы быть объективными и максимально снизить риск ошибки, предстояло: во-первых – проанализировать данную выставку и построить прогноз итогов работы на ней и, во-вторых – провести корректировку внутреннего маркетинг-менеджмента компании. Почему выбор пал на вариант участия в выставке? Во-первых, в сжатые сроки повлиять на частоту покупок представлялось крайне затруднительным и мало исполнимым. Во-вторых, расширение ассортимента в этот период было исключено «как факт». В-третьих, повышение или снижение цены, не являлось решением поставленной задачи. В-четвертых, значительно увеличить объемы продаж с существующими клиентами, при всех равных прочих условиях, так же было мало исполнимым. Следовательно, необходимо было привлечь новых клиентов. К тому же, это позволяло провести реструктуризацию работы сбытового подразделения в части менеджмента сбыта и работы с товарным ассортиментом. К тому же, выставочное мероприятие позволяло разумно рассредоточить силы компании на менеджмент, выставку, клиентов и потребителей, рекламные и PR-мероприятия. Справедливости ради, скажу, что альтернативным вариантом был вариант «Увеличение количества менеджерского состава». Его спорность заключалась в том, что квалифицированных менеджеров «срочно» было не найти, а текучка кадров – чревата. Проводить реорганизацию работы менеджеров по сбыту, так же было преждевременным. Поясню, что под этим подразумевалось. Имеющаяся клиентская база не была дифференцирована по категориям клиентов (по объемам и частоте закупок, условиям сотрудничества, т.п.), а менеджерский состав работал по принципу «сам дежурный, сам дневальный» (найди, договорись, оформи, отгрузи, «доставь», «оплати»…). В результате низкая эффективность работы. Соответственно одним из пунктов нашего сотрудничества стояло «Соотношение между количеством менеджеров по сбыту и числом обслуживаемых клиентов», где предполагалось сделать: 1. по крупным» клиентам: 7 – 10 фирм = ведущий менеджер + ведомый (где 1й выполнял идеологическую функцию, 2й – техническую) 2. по мелким клиентам: 40 – 60 фирм = 1 менеджер Что же касается инвестиций в этот вариант, то они, по всем предварительным расчетам, были на треть выше и направлены только на новый менеджерский состав. Таким образом, оперативно рассмотрев выбранные три варианта и остановившись на участии в ближайшей специализированной выставке, мы полностью сосредоточились на нем. Все следующие действия в дальнейшем были направлены на конструктивную подготовку по алгоритму. Полностью утвердиться в правильности выбранного варианта, нам позволили показатели эффекта и эффективности (в «периоде» после выставки), в том числе построенная модель Cash Flow по принципу расчета ТБ (точки безубыточности). В итоге проведенной совместной работы, задача была выполнена в срок, а ее реализация ощутимо подкорректировала систему внутреннего маркетинг-менеджмента компании, что положительно сказалось на ее деятельности. В периоды подготовки к выставке, работе на выставке и после выставки, были проведены такие мероприятия как: • частичная реорганизация системы менеджмента компании • рекламная компания в специализированных СМИ и Интернете • директ-mail и Е-mail рассылки • промоушн мероприятия и конкурсы • участие в конференции • организация и проведение лекций и семинаров • презентации новой продукции • заключены контракты на сотрудничество • расширена клиентская база • др. И все это в бюджете ниже, чем предполагаемые другие варианты, где все инвестиции уходили только на один параметр. Выше приведенный пример не является догмой. Главное, это не подходить к вопросам и задачам однобоко. Необходимо «не распыляться», а строить план комплексного подхода. В нашем случае, выставка стала лучшим для этого инструментом. (Нельзя стать культуристом «качая» только руки) В пользу участия в выставочном мероприятии говорят так же такие факторы, как: • на выставке, можно встретиться «глаза в глаза» со своими соперниками • на выставке, предоставляется возможность провести точечные маркетинговые исследования • на выставке, появляется возможность объективно взглянуть на своего покупателя • на выставке, вы можете предстать перед всеми участниками рынка в том облике, который вы хотите до них донести • на выставке, вы можете одновременно, и рекламировать, и продавать, и исследовать, и просто строить отношения с участниками рынка • в выставочном мероприятии, вы можете использовать комплексно ВСЕ инструменты маркетинга с техническим и креативным подходом. Успеха. С уважением, к Вам и вашему делу, Алексей Е. Закорецкий www.zakal.wmsite.ru zalex1175517@yandex.ru Алексей Е. Закорецкий Статьи, пресс-релизы |