Строительные выставки: от общего к частному
Российские строительные выставки можно условно разделить на специализированные, когда представлен только один из сегментов отрасли, и универсальные, являющиеся объединением нескольких узкопрофильных выставок в рамках одного крупного события. Организаторы специализированных и универсальных выставок решают разные задачи, но независимо от этого они вынуждены следить за динамикой развития строительного рынка. Тенденции развития российских строительных выставок связаны с общей динамикой строительного рынка. Успех отдельных ярмарок зависит от способности организаторов оперативно реагировать на изменения в отрасли. В последнее время на строительном рынке происходит усиление специализации строительных предприятий и торговых компаний, работающих с товарами для стройки. В результате, выставки строительной индустрии, интересные прежде всего профессионалам, также имеют тенденцию к усилению специализации. Главная задача организаторов специализированных выставок – привлечение профессионалов из числа определенной целевой аудитории. – На универсальных выставках посетитель просто не успевает посмотреть все, что его интересует. К тому же тематические разделы крупных выставок часто перекликаются между собой и могут быть одновременно интересны специалисту, который, концентрируясь на чем-то одном, упускает остальное. Логичнее проводить 2-3 узкоспециализированные выставки в год, разделив их по времени. Тогда профессионалы смогут спокойно, без спешки ознакомиться с экспозицией и посетить все интересные для них выставки, – считает заместитель генерального директора компании IFA Алексей Матвеев. – За рубежом практика проведения узкоспециализированных выставок уже получила широкое распространение, поэтому иностранные компании, как правило, активно откликаются на предложения поучаствовать в подобных мероприятиях в России и в основном в столице. Для организаторов универсальных выставок важной задачей становится оптимальное построение программы и четкое разделение ярмарки на разделы. – В регионах делать узконаправленные выставки нецелесообразно, поскольку они не соберут ни серьезного представительства участников, ни достаточного числа профессиональных посетителей, – комментирует Ирина Рудухина, директор выставки “Batimat Санкт-Петербург“. – Универсальные выставки наиболее интересны оптовым компаниям. Кроме того, они отражают полную картину рынка, что может быть особенно интересно новым компаниям. Универсальные строительные выставки Международная строительная выставка “Российская строительная неделя 2003” прошла в апреле этого года в Москве, в “Экспоцентре на Красной Пресне” и в СК “Олимпийский”. Эта крупнейшая в России и странах СНГ универсальная строительная выставка проводилась девятый раз подряд. Общая площадь составила около 35 тыс. м2 в Экспоцентре и 10 тыс. м2 в СК “Олимпийский”. Неделя включила в себя восемь тематических мероприятий, которые охватили отдельные секторы строительной индустрии: “Строительство”, “Окна и двери”, “Системы отопления, вентиляции и кондиционирования”, “Керамика и камень”, “Сантехника”, “Интерьер, отделочные материалы, дизайн”, “Напольные покрытия”, “Декоративный текстиль и настенные покрытия”, “Ландшафтная архитектура и приусадебное хозяйство”. В выставке приняло участие более 1400 компаний из 32 стран мира. Были представлены национальные экспозиции Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Чехии, Испании, Италии, Великобритании, Словении, Польши, США, Турции, Франции, Финляндии. Согласно статистике, наибольший интерес экспозиция традиционно вызывает у специалистов, занятых в сфере проектирования, подряда и строительства, а основной целью ее посещения является установление новых деловых контактов и получение информации о событиях на рынке. В этом году выставку посетили 85 тыс. специалистов. В программу строительной недели была включена 4-я Московская международная конференция Batimat MosBuild, в центре внимания которой – анализ современного состояния и стратегии развития строительного бизнеса России и СНГ. На конференции выступили руководители международных и российских строительных компаний, а также ведущие эксперты отрасли. В рамках “Российской строительной недели” также прошел 5-й Международный форум по вопросам проектирования и строительства систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и охлаждения. Участниками форума стали российские и иностранные компании, производители и поставщики оборудования, а также проектные, строительно-монтажные, сервисные и торговые организации. В течение последних нескольких лет выставочная экспозиция строительной недели постоянно расширяется за счет увеличения разделов и количества участников. В этом году рост выставки произошел за счет открытия нового 7-го павильона “Экспоцентра”, выставочная площадь которого равна 7 тыс. м2. 11-я Международная строительная неделя в “Сокольниках” состоялась в марте этого года. На территории павильонов культурно-выставочного центра “Сокольники” были объединены 9 самостоятельных выставочных проектов. По мнению организаторов, такой подход позволил максимально консолидировать всех участников строительного рынка. Общая площадь выставки составила около 30 тыс. м2, что в 2,5 раза больше, чем в 2002 году. К пяти ставшим уже традиционными выставкам: “Стройтех”, Iset (Мир инструмента), SWE (Мир окон и дверей), Caflex (Мир ковров и напольных покрытий), Walldeco (Декор стен, потолков) – добавились еще четыре: Betonex (Цементы, бетоны в капитальном и ландшафтном строительстве), RFI (Кровля и изоляция), Baustein (Керамика и камень) и салон “Свет в интерьере”. Наиболее крупная из всех – ярмарка “Стройтех”, экспозиция которой отличается универсальностью: она охватывает практически все сферы строительной отрасли, уделяя особое внимание новым передовым технологиям. Остальные выставки сформированы с учетом их специализации. В рамках 11-й Международной строительной недели была проведена научно-информационная программа, включающая тематические семинары, конференции: “Новые технологии производства стеновых отделочных материалов”, “Современные проблемы инструментального производства”, “Современные кровельные и гидроизоляционные материалы и работы”, а также круглый стол под руководством первого заместителя Госстроя России Сергея Круглика на тему “Вопросы технического нормирования и стандартизация в строительстве. Развитие договорных отношений”. В этом году на выставках строительной недели свою продукцию представили более 600 российских и зарубежных компаний из 16 стран мира. Согласно статистике, наибольший интерес выставка представляет для участников, занятых в сфере производства (39,13%), а также торговли строительными товарами (31, 62%). В течение шести дней строительный форум посетили более 20 тыс. человек, 80% из которых – профессионалы, работающие в строительной индустрии. – Сейчас идет подготовка к следующей, 12-й Международной строительной неделе, которая пройдет в конце февраля 2004 года и в которой, по предварительным прогнозам, примут участие около 700 российских и зарубежных компаний, – рассказывает Татьяна Рузавина, директор выставки. – Более 68% участников выставки этого года уже подтвердили свое желание продолжить сотрудничество и в 2004 году. Специалистов главным образом привлекает перспектива выхода на новых поставщиков и покупателей и возможность ознакомления с новыми разработками. Международная выставка “Балтийская строительная неделя”, с 1997 года проходившая под названием “Batimat Санкт-Петербург“, состоится в середине сентября в выставочном комплексе “Лен- экспо”. На площади 16 тыс. м2 будет представлено 8 разделов: “Строительство”, “Окна и двери”, “Системы отопления, кондиционирования воздуха и искусственного охлаждения, энергетика”, “Интерьеры и отделочные материалы, дизайн”, “Декоративный текстиль”, “Сантехника и оборудование для ванных комнат”, “Керамика и камень” и “Инструмент, станки, оборудование”. В период проведения выставки будет организована 3-я международная конференция “Сухие строительные смеси для XXI века: технологии и бизнес”. В рамках выставки во второй раз будет осуществлена программа поддержки малого бизнеса. Малым предприятиям строительной отрасли предлагаются специальные условия участия: им предоставляется возможность размещения на коллективном стенде по льготным расценкам, а также аренда выставочного места малой площади и рекламная кампания в СМИ. В ходе “Балтийской строительной недели” планируется проведение конкурс а“Инновационная идея в практической деятельности” с целью выявления новых разработок в строительной отрасли. На конкурс будут представлены товары, материалы, сырье, устройства или технологии, изобретенные на территории России после 14 сентября 2001 года. Они будут оцениваться жюри, состоящим из представителей профильных административных структур и ведущих специалистов по строительству. Основными критериями станут технические характеристики, период от разработки идеи до ее реализации, удобство в практическом применении, преимущества данного изобретения. Также будет проведен конкурс “Высокий стиль экспозиции” с целью сделать выставку более зрелищной, привлекательной. Победители будут определяться по нескольким номинациям, в том числе “Архитектура стенда”, “Использование музыки и звука для представления своей продукции”, “Лучший персонал”, “Самая яркая маркетинговая акция”, “Лучшая рекламная кампания до выставки”. Победителям конкурса по каждой номинации будут вручены художественные призы. По сумме номинаций предполагается вручение гран-при конкурса – сертификата на бесплатную необорудованную площадь в размере 9 м2 на выставке “Балтийская строительная неделя” в 2004 году. На “Batimat Санкт-Петербург“ присутствуют стенды зарубежных экспонентов. В прошлом году в выставке принимали участие компании из Германии и Финляндии. – Количество иностранных участников “Batimat Санкт-Петербург“ с каждым годом увеличивается, – говорит директор выставки Ирина Рудухина. – Объяснить это можно как минимум двумя причинами. В Западной Европе темпы развития нового строительства снизились, отрасль переживает период относительной стагнации. В Восточной Европе, и в особенности в России, объемы нового строительства в десятки раз превышают объемы реконструкции. Иностранных участников привлекает динамично растущий российский строительный рынок. В 2002 году экспозицию посетили более 35 тыс. человек, из них 75,7% – представители северо-западного региона, 7,7% – москвичи, 2% – иностранцы, остальные – представители российских регионов. Большей частью посетителями выставки стали представители строительных организаций (40,7%), торговли (29,4%) и производства (27,9%). В общей структуре гостей выставки руководители предприятий составили 36,4%, инженерно-технические работники 20,6%. Согласно статистике, наиболее популярными разделами ее экспозиции стали “Строительные материалы”, “Интерьер, отделка и дизайн” и “Строительное оборудование”. Специализированные строительные выставки Международная специализированная выставка “Ванная и кухня” прошла в конце августа в Москве. На площади 10 тыс. м2 в СК “Олимпийский” разместились фирмы, представляющие последние разработки и тенденции на рынке товаров и технологий для ванной комнаты и кухни. Выставка была разделена на тематические разделы: “Ванная комната”, “Сантехника и керамика”, “Кухня”, которые в свою очередь состояли из подразделов. При подготовке мероприятия организаторы выставки сумели выстроить ее работу так, чтобы создать участникам оптимальные условия для делового общения между экспонентами и посетителями. Мероприятие рассчитано на дизайнерские, архитектурные и проектировочные бюро, строительно-ремонтные и закупочные фирмы, региональные и московские оптовые предприятия, дилеров и дистрибьюторов отделочных материалов. “Профильный характер мероприятия, а также формат проведения – “только для специалистов” – позволил обеспечить требуемый уровень целевой аудитории и создать деловую обстановку на выставке, – считает заместитель генерального директора компании IFA, организатора выставки, Алексей Матвеев . – Немаловажно и то, что рекламная кампания выставки проводилась с акцентом на регионы России, что дало возможность представить на выставке картину развития всей отрасли“. Международная специализированная выставка “Интерьер, отделка, декор и дизайн” пройдет в первой половине сентября в Москве в СК “Олимпийский”. Участники мероприятия разместятся на площади 10 тыс. м2. Программа предусматривает проведение мастер-классов дизайнеров. Эта выставка проводится впервые, и ее устроители рассчитывают на то, что она станет ежегодной. – Мы пригласили для проведения семинаров и мастер-классов на выставке ведущих специалистов отрасли, что должно заинтересовать как посетителей, так и экспонентов, – комментирует Алексей Матвеев. – В рамках профильной выставки будут представлены не только всевозможные отделочные материалы, предметы интерьера и декора, но и современные дизайнерские решения. Рекламная кампания будет направлена на привлечение посетителей-профессионалов: дизайнеров, декораторов, архитекторов, представителей оптовых компаний и специализированных магазинов. Петухова Елена Статьи, пресс-релизы |