Звук на стенде: отделить музыку от шума

Грань между музыкой и шумом чрезвычайно тонка. Однако тот, кто сумеет совладать со всем богатством возможностей музыки, сможет плодотворно и результативно использовать ее в маркетинговых и коммуникативных целях.
Музыкальное сопровождение на выставочном стенде может быть с успехом использовано как эффективное средство коммуникации. Коммуникативный потенциал стенда в целом резко возрастает в том случае, если связь визуального ряда с вербальной и музыкальной информацией заранее продумана и правильно используется экспонентами. Однако, как ни странно, до сих пор при организации выставок музыке уделяли мало внимания.
В настоящее время, незаслуженно отодвинутая на второй план, она приобретает большее значение для экспонентов. Осознание необходимости качественного аудиосопровождения заставляет организаторов экспозиций все чаще обращаться за консультацией к музыкальным дизайнерам и режиссерам. Сегодня речь идет уже не столько о музыкальном сопровождении экспозиции, сколько о презентации и формировании доверия к фирме за счет средств эмоционального воздействия, что, в конечном счете, является главной целью коммуникации в условиях выставки.
Ярмарка с точки зрения ее аудиовизуальной организации – одна из сложнейших областей музыкальной режиссуры, ведь здесь представление готовой продукции само по себе быстро становится сильнейшим стрессовым фактором для посетителей. В этих условиях музыка, как ничто другое, может свести к минимуму негативное раздражающее влияние пестроты ярмарочных стендов. При аудиовизуальном оформлении презентации музыка должна усиливать общее впечатление, так как она способна придать визуальной картине динамику и эмоциональность. Музыка способна усилить восприятие информации, адресованной посетителю выставки.

Стресс и шум
В процессе организации ярмарок важно учитывать, что в самом начале их экспоненты, участники, члены организационного комитета и покупатели всегда испытывают стресс. В его основе лежит слуховое и зрительное перенапряжение, поскольку восприятие участников выставки ориентировано на получение информации, которая постоянно сопровождается акустическими и оптическими эффектами, поэтому зритель все время занят отбором и фильтрацией важных для него сведений. К этому добавляется обилие публики: тысячи посетителей, которые, беседуя друг с другом, вынуждены из-за громкой музыки переходить на повышенные интонации. И весь этот шум усиливается акустикой выставочных залов!
Шум возникает не только в результате усиления громкости, но и под влиянием временного фактора, т.е. длительности мероприятия. В последнем случае даже при незначительной громкости звука создается эффект усиления уровня шума. Гости и персонал стендов, подвергающиеся “шумовой атаке” в течение 2–5 дней, испытывают сильнейшее нервное напряжение. Можно ли этого избежать? Безусловно!

Шумоизоляция
Организаторы выставки могут с помощью незначительных архитектурных изменений улучшить акустику залов, так что посетители слабее будут ощущать стресс, а экспоненты смогут лучше справляться со своими обязанностями и быть более предупредительными. Задача организаторов выставки – следить за звуковым фоном в зале, так чтобы он представлял собой единое целое. Так, например, на выставке “Амбиенте” экспозиционные стенды снаружи составляют композицию, в результате чего посетители ярмарки не испытывают на каждом шагу шок от новых слуховых впечатлений, снижается общий уровень шума, и обстановка становится приемлемой для всех.
Есть также и новые пути акустической организации выставок. В этой области можно сделать много полезного, чтобы, несмотря на расстояние, зритель мог больше увидеть и услышать. Музыка может быть даже записана так, чтобы шкала ее радиочастот совпадала с диапазоном человеческого голоса, и тогда она сможет составить единое целое с шумом голосов тысяч посетителей или нейтрализовать их. Решение этой проблемы уже давно найдено автомобильными производителями, которые снабжают машины устройствами, устраняющими шумовые помехи. Организаторы ярмарок также нуждаются в новых научных разработках, которые избавят посетителей от стресса и позволят сохранить приятные впечатления.

Действия и результаты
Итак, что же должны предпринять организаторы выставки, чтобы устранить источники стресса и раздражения, создаваемые, например, многочисленными аудиовизуальными эффектами одного из стендов? Во-первых, можно указать стендовому персоналу на допущенные просчеты и дать возможность исправить их. Во-вторых, для этой цели можно использовать музыку. Она позволит передать необходимую посетителям информацию без лишних слов. Экспоненты должны уделять внимание и подготовке информации в форме монолога, так как это даст возможность гостю, впервые посетившему стенд, возможность, слушая ее, спокойно осмотреться, позволит решить проблему нехватки времени, столь знакомую посетителям. Гости будут благодарны экспонентам за предоставленную ими возможность отдыха во время восприятия информации, переданной в ненавязчивой и увлекательной форме. На практике это может выглядеть так, что информация, обычно передаваемая визуально, в первый раз будет воспринята посетителями на слух в так называемой “освежающей зоне”, то есть в месте отдыха. В этом случае информация исключает рекламу или рассказ о достижениях фирмы, но в дальнейшем круг сведений может быть расширен в процессе более детального обсуждения.
Как ни странно, многие сотрудники выставок, ярмарок, ответственные за их проведение, слабо осознают значимость музыкального оформления. В повседневной жизни они с легкостью подбирают музыку в соответствии с настроением, но пренебрегают ее возможностями при проведении публичных мероприятий, хотя в этом случае звуковое сопровождение выполняет аналогичную функцию. Речь идет о том, чтобы подобранное музыкальное сопровождение точно соответствовало характеру экспозиции, а это возможно только тогда, когда общая программа ее проведения уже составлена и необходимо создать звуковой фон. Если задуматься о том, кто виноват в неудаче выставки, в том, что на создание стенда или на проведение экспозиции потрачены миллионы евро, а основные задачи решить не удалось, так как информация не достигла целевой аудитории, то ответ только один – распорядитель выставки, который проявил безответственность по отношению к заказчику.
Приведем пример неправильного использования акустических средств в решении поставленной задачи на примере выставки в Эссене. Как убедить 800 участников экспозиции собраться за пределами выставочного комплекса в определенное время? Сначала дружелюбно попросить гостей собраться снаружи. А если некоторые не собираются покидать залы, нужно передать запись стартующего реактивного самолета в ультразвуковой обработке, включив ее на полную громкость. Результат: гости немедленно собираются снаружи или разбегаются? Если до этого момента экспозиция проходила успешно, то непродуманные акустические эффекты чуть было не довели гостей до болевого шока, оглушив их. С таким же успехом можно было бы использовать звук автоматных очередей. Даже спустя несколько месяцев посетители выставки продолжали выяснять, кого они должны благодарить за это в высшей степени “незабываемое впечатление”. Так, отдельная задача, возникшая в ходе выставки, была решена, а ярмарка в целом потерпела крах.
Однако ошибки и просчеты организаторов выставки не всегда так очевидны. Гораздо чаще прямое привлечение внимания целевой аудитории с помощью “неуклюжих“ призывов еще больше ослабляется несогласованностью или неправильной работой технических средств. В этом случае мелкие ошибки сначала вовсе не заметны, но при регулярном повторении чреваты непредсказуемыми последствиями.


Шериф Флер–Халил, композитор, звукоинженер, музыкальный дизайнер, занимающийся вопросами звукового оформления выставок и конгрессов.


Выставочный МОСТ - выставки, ярмарки России и мира.
Статьи, пресс-релизы