Ностальгия по настоящемуРомантики 60-х уезжали с насиженных мест "за мечтами и за запахом тайги", а те, кого они вдохновляли своим душевным порывом, ищут сегодня, уже в другом веке, запах того давно ушедшего времени... — Девушки, мне индийский чай в маленьких упаковках, такой бордовый со слоником, какой раньше был, и чтобы он чаем пах, — выразил сокровенную просьбу почтенный мужчина, добравшись до "чайного стенда" в "Сибэкспоцентре", где проходила уже традиционная выставка "Товары из Индии". И получив заветную, хоть и другой расфасовки коробочку, с упоением вдохнул вожделенный запах и с облегчением сказал: "Этот, — он Советским Союзом пахнет"... А что последует дальше, нетрудно представить — будет дома дедуля заваривать чай, наливать в любимую кружку и вспоминать молодые годы, озаряя внуков блеском счастливых глаз. Все как в лучших тренингах по психотерапии — чтобы пробудить в себе чувство радости, нужно вспомнить запах, связанный с ним. Ради этого и рванул дедок из самих Баклашей до "Сибэкспоцентра", чтобы ностальгию свою утолить. И не только он — все как один приходили на выставку "за настоящим" — хлопком, льном, деревом, хной, маслами, камнями, специями и чаем. Потому как посмотришь "Контрольную закупку", так из души воротит: что только не делают производители: добавляют, разбавляют, примешивают, подкрашивают, из пыли чай собирают, в общем, не целебный напиток, а зловредная подделка получается, а хочется — подлинника, особенно если знаешь его настоящий вкус. На выставке раздавался запах индийских благовоний. Доступные раньше лишь монахам и целителям, нынче ароматные палочки в полном ходу для медитаций, лечебных процедур и для создания атмосферы. Это целая ароматная философия. Здесь же, на выставке, философия проста — купить и продать, но ведь всякие отношения между странами и людьми начинаются с торговли. Она бывает разных уровней. Иркутские вузы уже много лет покупают обучающие ИТ-технологии — индусы очень продвинуты в этом плане — и я помню, как однажды была на переговорах по этому поводу. Меня поразило, что на мизинце представителя международного образовательного центра красовался большой перстень из желтого золота с изумрудом. Отношения с камнями — это элемент индийской культуры, знак принадлежности к определенной социальной страте, — объяснили мне. И судя по выставке — еще и элемент традиционной самозанятости индийского населения. Потому как украшения из металла с эмалью и камней — все ручной работы. Впрочем, как и этажерки, столики, шкатулки из дерева, сувениры из оникса — камня силы и красноречия, которое, как и полагается на ярмарке, процветало. С колониальных времен свободно говорящие по-английски, далекие гости, осваивая наш рынок ширпотреба, уже очень неплохо изъясняются и по-русски. Ну а теперь и подавно процесс пойдет: после недавнего визита в нашего Президента в Индию и объявления её нашим стратегическим партнером в оборонной, атомной, космической и главное нефтегазовой отраслях расширяются горизонты взаимодействия и вообще-то медленно но верно, как и прогнозировалось, наши планы и помыслы поворачиваются на восток. Что касается планов обычных людей, да еще перед Новым годом, то здесь, первым делом, конечно, — купить подарки, чтобы было недорого, красиво и из натуральных камней — знаменитых индийских сапфиров, рубинов и изумрудов. Но тут меня терзают смутные сомненья — рубин уж больно дорогой камень, по-настоящему — дороже алмаза. — А здесь из разных месторождений: есть из Бирмы, есть из Тайланда, они отличаются прозрачностью и ценой, — умело парируют наши девушки, на время выставки бойкие продавцы. Вобщем, чтобы различить их в лотках и витринах, нужно брать с собой лупу и личного геммолога, иначе вместо рубина купите тоже красивый родонит, кстати, камень иллюзий. Но лучше быть в приятном заблуждении, чем разочаровании. — Были тут у нас, и ювелиры, и специалисты по камням, доложили девушки, — все правильно, все натурально. А этот камень как называется? — обратилась одна к другой, — он мне уже сто раз говорил, а я никак не запомню. В самом деле, россыпь индийских самоцветов велика — разом всю геологию с геммологией не освоишь, и все же необычно как-то покупать украшения на развес, прямо хочется услышать вопрос: "Сколько в граммах вешать?" Я и услышала, только ответ: "Мне на две с половиной тысячи"... — Ну, ты здесь, по-моему, все уже скупила, — обратился мужчина к своей спутнице, сам между делом перебрав всю стопку с палантинами. — Какая прелесть! — восклицала дама в норке, развернув один из них. — Я беру — и этот, и этот, и тот — указала она на свой выбор. Шоппинг — дело увлекательное и заразительное и как говорил Жванецкий про ремонт — его невозможно закончить, его можно только прекратить. Можно было удивляться, с какой смелостью люди покупали средства народной индийской медицины — травы, масла. Неужели так многие уже знакомы с аюрведой и нет опасений, что туземный продукт может стать поводом для аллергии. Но здесь, на выставке понимаешь, что мир открыт, и каждый найдет себе то необычное, что интуитивно искал, а чтобы уточнить, то ли это — интернет нам в помощь. Что меня раззадорило и впечатлило, так это грозно-гигиенический ряд: мыло со змеиным ядом, с черным тмином — сразу ясно, что никаким микробам и бактериям против такой артиллерии не устоять. И рядом как-то нежно и безобидно смотрелась табличка: "Страусиное мыло". Так и до страусиной фермы рукой подать. И это, кстати, кроме шуток. Накануне в "Сибэкспоцентр" пришло письмо с приглашением в Джидд, столицу Саудовской Аравии с нашими сибирскими проектами на "Российское роуд-шоу": готовы шейхи вкладываться и в Иркутской области в большой животноводческий проект, и сам Хранитель двух исламских святынь король Саудовской Аравии Абдалла выступает автором сельскохозяйственной инициативы. Я же говорю, что мир открыт, и наши геополитические и экономические оглобли при нынешних западных разборках активнее повернулись на восток. А восток — дело тонкое и аккуратно сшивается торговыми нитями. Остается надеяться, что получится настоящее, натуральное и многоцветное полотно, нужны только воля, разумный подход и решения без опозданий. Надежда Зайцева СибЭкспоЦентр, 29.12.2014, 14:48 Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.", Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира. Все новости Выставочного МОСТа > |