Дорожная арифметика



В Иркутске ходит трамвай под номером 28 по третьему маршруту. В салоне — как после бомбежки — кресла собраны, вероятно, из остатков давно списанных вагонов и даже расположены не в ряд. Снаружи он ярко расписан, о чем Минздрав нас предупреждает, но там явно забыли об одном: сидеть, когда под тобой вибрация, будто отбойный молоток работает, не очень полезно для здоровья. Да и так же не комфортно, как ехать по разбитой в колдобинах дороге.

Дороги — это наше всё. Тема неиссякаемая, неисчерпаемая и всегда очень актуальная — от строительства до сохранности, содержания и капремонта. Протяженность автомобильных трасс в СФО составляет 9 262 километра, 58,9 % из них соответствуют нормативам. А остальные 41 процентов пути — как на иркутском трамвае? В прошлом году было выделено 7 миллиардов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и просто ремонт федеральных дорог, благодаря чему обновленные километры всем, кто проезжает их за рулем, радуют душу. Ну разве не понравится чувствовать себя почти европейцем на новом отрезке пути к Листвянке или до Култука — машина скользит как по автобану и не в притык к бегущей по соседней полосе — есть, где разминуться. В нынешнем году предусмотрено свыше 7 миллиардов на 245 километров дорог при том, что километр пути из-за известных кризисных обстоятельств, стал дороже. Об этом шла речь на научно-практической конференции в рамках выставки "Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника", прошедшей в "Сибэкспоцентре". Сама выставка — мероприятие традиционно статусное — сюда приезжают первые лица дорожной отрасли России, Минтранса, чтобы обсудить "Актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры и дорожного строительства Сибири". И чем дольше звучат доклады, выступления и презентации, тем отчетливей формулируется вопрос: может и на самом деле Россия Сибирью прирастать будет?

Дороги вообще — дело политическое, как бы ни отрицали эту реальность. Попробуйте оспорить сигнал, поданный нашим Президентом с трибуны Федерального Собрания. Удвоить строительство дорог к 2020 году, — сказал он. Это как пятилетку пройти с перевыполнением плана или построить БАМ. Он, кстати, снова фигурирует на первом плане в контексте модернизаций. Строительство второго пути по маршрутам Чудничный-Звездный, Тайшет-Лена, реконструкция железнодорожного полотна до станции Петровский Завод, от которого остались одни воспоминания, — заявления об этом будоражат душу. Неужели, в самом деле, процесс пошёл? Из доклада Александра Парщикова, заместителя начальника ВСЖД, казалось, что все развивается масштабно и бурно: Тайшетский алюминиевый завод и анодная фабрика, освоение Удоканского и других месторождений, Усть-Илимский и Катангский промышленные комплексы потребуют объёмных железнодорожных перевозок и для того, чтобы с ними справляться, уже сейчас необходимо строить планы о возведении от Усть-Кута до Нижнеангарска новой ЛЭП-500! Мы вот-вот попадем в будни великих строек?

А сегодня как никогда, специалисты озабочены перевозками крупнотоннажных грузов по автомагистралям — разрушают они их не на шутку. До 450 тысяч рублей может составить штраф за ущерб дороге с одного автомобиля. И это дополнительный источник в дорожные бюджеты для реализации новых программ. Оплата по факту проезда по-честному — с бортовыми устройствами тоже станет финансовым ресурсом, как и принцип частно-государственного партнерства, поскольку в дорогах нуждаются крупные корпорации. Только бюджетными поступлениями потребность дорожных смет не закрыть. В Иркутской области почти 74 процента региональных магистралей не соответствуют нормативным требованиям, чуть меньше — 63,48 % — муниципальных. Печалились на выставке представители МК-162, строящие Байкальский тракт с 12 по 21 километр.

— Мы готовы до самой Листвянки дорогу сделать — до 29 километра проект готов, но федеральные деньги на это есть, а региональных — по закону положено 25 процентов, пока не предвидится...

— А за что на этой стройке так пострадал лес?

— Мы высадим 95 тысяч саженцев по проекту лесовосстановления...

А как сделать так, чтобы не приходилось то и дело восстанавливать дорожное покрытие? Этот вопрос опять звучал на научно-практической конференции с примером использования резиновой крошки из изношенных автопокрышек.

— Не подходит этот вариант для вашей климатической зоны, — выступил экспертом Игорь Астахов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства, — мы проводили исследования. Температура для такой добавки допустима лишь до минус 16 градусов.

А у нас перепады случаются на все 50. Тему подхватил модератор конференции, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по транспорту Сергей Тен, отметив, что с учетом специфики региона необходимо серьезное внимание уделять НИОКР. На разработки требуется как минимум 10 % от средств Дорожного фонда. Сегодня выделяется 25 % от необходимого размера. Такая арифметика не останавливает увлеченных, и молодых ученых специализированных кафедр технического университета на выставке решили выслушать и поощрить — если их проекты имеют перспективы для дальнейших исследований и практического применения.

Многолетние недофинансирования научно-опытных разработок привели к тому, что мы сильно отстали от качества импортных масел типа SHELL, на которое работает 14 институтов. А клич к импортозамещению, ставший трендом времени, привел к такому лукавству: российское масло стали упаковывать в тару с известными марками и продавать по заниженной цене.

— У нас в городе есть предприниматель, — рассказал о бедствии представитель SHELL, — который на любую бочку нанесет нужный вам бренд... В общем, как в известном фильме: "нарисует десятку так — от настоящей не отличишь", тем более, что сегодня это труда не составляет.

— И какой же выход?

— Скоро в Торжке построят фирменный завод, и тогда цены масла реальной марки на российском рынке станут конкурентными.

Премьера нового полимерно-битумного вяжущего материала для дорожного покрытия на выставке в "Сибэкспоцентре" всё же состоялась: ПВБ Альфабит, по уверению разработчиков, предназначен для высоких скоростей и высоких нагрузок, а самое главное, обладает такими характеристиками, как повышенная водо- и морозостойкость. Желающие применить высокотехнологичный материал в условиях региона нашлись. Интересно будет узнать на следующей выставке, как он себя оправдает, пережив сибирскую зиму.

В разнообразии гигантских размеров спецтехники, как всегда представленной возле "Сибэкспоцентра", внимание привлекла небольшая оранжевая кибитка. Стоит всего 400 тысяч — заострил внимание владелец. Почти бесплатно, — среагировал заинтересованный посетитель. — Сделана надежно, по-российски: из металлических профилей с мощными шурупами — не рассыплется на любой дороге, хоть по колдобинам ее запускай.

— А вот этого не надо, — возразила решительно я, — вспомнив отбойный утренний трамвай. И впала в благие пожелания: лучше дороги приличные строить. Этого все: и дорожники, и водители, и автолюбители хотят.

Надежда Зайцева

СибЭкспоЦентр, 10.05.2016, 14:25

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >