Дом пойдет в печатьВ "Сибэкспоцентре" в эти дни работает одна из ключевых специализированных выставок года. Строительная отрасль — самая чувствительная ко всем колебаниям, которые происходят на рынке. И как "в капле воды отражается Вселенная", так и "Байкальская строительная неделя" выражает все особенности жизни отрасли на данном этапе. Наш собеседник уверен, что выставка — реальный инструмент развития региональной строительной отрасли, её задача — показать, куда и с какой скоростью двигается регион, как отвечает на вызовы времени и насколько адекватен потребностям сегодняшнего рынка, который стремительно меняется. Андрей Ефимов — председатель света директоров ГК "Деметра", вице-президент Иркутского регионального объединения работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", член правления Торгово-Промышленной Палаты Восточной Сибири, участник выставок в "Сибэкспоцентре" с 20-летним стажем. — Андрей Арнольдович, так все-таки кризис — реальный, чувствительный и не дай бог, губительный для отрасли? — Да, время сложное, требует от компаний очень быстрых внутренних изменений, подстройки под новые требования рынка. Нужно быстро поднять эффективность, а времени на это нет, поэтому такая комбинация является серьезным испытанием для всех предприятий и особенно для строительного рынка. Он работает в логике наличия денег у населения, и государственных финансовых инструментов: кредитов и ипотеки. Для долгосрочных вложений должна быть доступность кредитов и уверенность в завтрашнем дне. То, что происходит сегодня, это четко выраженный экономический и структурный кризис. Мы за очень короткое время должны поднять свою экономику и научиться работать на внутренних ресурсах. Должен произойти перезапуск и настройка экономики, а это всегда происходит болезненно. — А предпосылки для этого есть? — Быстрых изменений и возврата к старому в обозримом будущем не будет. На дешевые кредиты, внешние заимствования не рассчитываем, на импортные продукты и технологии есть ограничения, и очень серьезные. Последние лет пять мы все время слышим про программу импортозамещения. Это правильный посыл, но механизм реализации — это наше слабое звено. Мне всегда в кризисы, которые мы уже проживали, досадно за наше неумение быстро реагировать на новые условия и помогать бизнесу. Весь мир в первую очередь что делает — вводит нулевые ставки на кредиты, поднимает спрос у населения, потому что с ним растет все остальное. У нас все другое. Мы боремся с инфляцией, хотя в какой-то логике она, может, и должна быть, перестаем вкладывать деньги в экономику, а начинаем вкладывать их в социальную сферу. Я двумя руками "за", чтобы помогать ветеранам и пенсионерам, но при этом мы каждый кризис бросаем бизнес на самовыживаемость. Понятно, что предприниматель по смыслу тот человек, который берет все риски на себя, но когда в стане становится тяжело, то мы вспоминаем про бизнес и говорим, что он должен спасать ситуацию. И тогда у меня возникает вопрос — а что мы для него сделали? У нас жесткая схема — кто выживет, тот выживет. Но мы теряем большие и малые компании, которые могли бы многое сделать и построить. Свернуть большую строительную компанию легко, а развернуть быстро не получится. Мы сами себя отбрасываем назад. Я не против обновления предпринимательского сообщества в целом, но хотелось, чтобы оно было не революционным, а эволюционным. — В региональном масштабе должно быть всё еще жестче, поскольку в отрасли были очевидны бои местного значения... — Строительный рынок перенес многое, и сама отрасль была напряжена и мало организована: были внутренние конфликты, её трясло и пока выхода из ситуации не ощущается. Все еще зыбко, обозначены только контуры развития. Если говорить о полутора миллионах квадратных метров строительства жилья, то у меня вопрос — кто их купит? А на горизонте десяти лет кто купит 15 миллионов? И сколько в этом случае жилье должно стоить? Должна возникнуть другая парадигма стоимости жилья, замены жилья, должны появиться государственные и региональные программы. Не прошла еще и структуризация отрасли, часть населения устремилась в "малоэтажку", часть — в малые квадраты, в недорогое жилье. Что будет происходить дальше? Что будет востребовано? — На предыдущих выставках очень отчетливо проявлялся интерес к малоэтажному и индивидуальному строительству... — У нас уникальный регион, в котором это востребовано. Он отличается от Красноярска, Новосибирска. Такого нет в других городах, чтобы малоэтажное и индивидуальное строительство носило масштабные формы. На мой взгляд,город должен развиваться по разным направлениям, у каждого сегмента есть свой потребитель. Я за то, чтобы любое строительство было качественным, безопасным и соответствовало новым технологиям по энергосбережению. За последние 15 лет мы (ГК "Деметра") многое сделали, чтобы новые материалы и технологии пришли на наш рынок, и будучи участниками многих выставок в "Сибэкспоцентре" каждый раз старались новое показать. Мы первые привезли сюда теплый алюминий, двухкамерные стеклопакеты, энергосберегающие окна и многое другое. Но мир быстро меняется, новые технологии появляются стремительно, скорость строительства жилья вырастает на порядки, и сегодня молодые предприниматели презентуют проект 3D робота, который за сутки возводит дом в 200 квадратов! Это новая парадигма, такие технологии порождают другую потребляемость и стоимость продукта. На выставке мы должны все это показывать, демонстрировать инновации, технологии, достижения... — Но выставка же показывает, что людей тянет к жилью, построенному старым дедовским методом — из бревен, с печкой... — Новые технологии будут замещать старые. Вопрос в пропорциях — они будут меняться. Кому-то, конечно, все равно хочется жить на Берегу Байкала в доме из цельного дерева, но придут новые технологии и за счет масштабов, скорости и стоимости будут завоевывать рынок, оттесняя традиционные материалы. — Новые материалы вызывают настороженность, вспомните, что недавно говорили про пластиковые окна — они "не дышат"... — У нас завод светопрозрачных конструкций, мы производим ежегодно больше 100 тысяч кв.м пвх окон. Вопрос даже не в том, что пвх плохой или хороший. Он тоже находится в эволюционном развитии с точки зрения энергосбережения. Вопрос в комплексном технологическом решении, которое должно быть реализовано при строительстве. Окна "не дышат", они и не должны "дышать", у них другая функция — сберечь тепло в доме. И тогда возникает вопрос — а как осуществляется приточно-вытяжная вентиляция? Ни в одном многоэтажном доме она не подразумевается, максимально, что есть в кухне, ванной и туалете, это вытяжка. И как мы сегодня достигаем вентиляции помещения? Открываем окна и выбрасываем тепло на улицу. Мировой тренд — пассивные дома с нулевыми потерями тепла. У нас гигантский потенциал для прихода зеленых технологий. — А в чем проблема — конструкторы-проектировщики не хотят осваивать новые технологии или это сделает проекты дороже? — В первую очередь это вопрос требований законодательства и регламентов. Мы очень серьезно отстаем от европейского сообщества. В Германии в 2009 году сопротивление теплопередаче окна регламентировано цифрой 0,79, у нас — 0,64, но уже с 2012 года эти параметры в Германии выросли до 1,12—1,25. Это очень много! В два раза окно теплее, чем мы сегодня ставим. И если в Европе 80 процентов энергоэффективных окон уже было в 2013 году, то нам до этой цифры очень далеко. Весь рынок ориентирован на то, как сделать подешевле. Но не настолько мы богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Купили дешевое жилье, а потом выбрасываем деньги за тепло. Это проблема управления строительным рынком в целом, направленностью его развития. Строительный рынок не может развиваться сам, им нужно управлять, и здесь велика роль федерального центра и региональных властей. — Деловая программа выставок в "Сибэкспоцентре" всегда проводится с участием главных действующих лиц строительной отрасли. Те обсуждения, которые происходят на этой площадке, имеют потом реальное воплощение? — Если взять те изменения, которые прошли за 10—15 лет, то конечно, можно было сделать намного больше. Мне близок японский подход: каждодневные изменения, которые в конечном счете приводят к существенным переменам. Мы иногда десятилетиями обозначаем проблему, но не решаем её. Мы не готовим инвестпроекты масштабного формата, которые могли бы продвинуть регион. Хотелось бы начинать действовать. Надо видеть прагматику — поговорили, а что изменилось? Нужно, чтобы выставка была востребована властью как инструмент улучшения строительной отрасли, её развития. Надежда Зайцева СибЭкспоЦентр, 19.05.2016, 14:52 Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.", Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира. Все новости Выставочного МОСТа > |