С высоты Эйфелевой башни



Какая связь между выставкой "И невозможное возможно...", состоявшейся в "Сибэкспоцентре", и "Ярмаркой шуб", "Ивановский текстиль", проходившими здесь же, в соседнем павильоне, одновременно. Оказывается, прямая. Средства, полученные на двух торговых площадках, использованы на организацию традиционных социальных мероприятий, которых ждут и к которым готовятся люди с ограниченными возможностями здоровья, а также все службы и общественные организации, так или иначе связанные с вопросами и проблемами этой категории граждан. И это — дело принципа.

За всю двадцатилетнюю историю существования выставочного комплекса выставка творчества инвалидов прошла в одиннадцатый раз и ни разу не зафиксировала "прогула", закрепив обоюдное стремление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и "Сибэкспоцентра" выполнять свои обязательства, намерения, установки -кому какой термин нравится — несмотря ни на что: кризисы, казусы, надвигающийся блокчейн, роботизацию или что-то еще. Кстати сказать, далеко не все региональные министерства следуют такому принципу, ссылаясь то на обстоятельства, а то и вообще на субъективные факторы типа "нравится — не нравится".

Выставка-ярмарка "И невозможное возможно..." относится к категории любимых, к которой организаторы относятся с особой теплотой и заботой. Говорят же психологи: мы любим за то добро, которое сделали, а это как раз тот самый случай. Создать условия для самореализации, общения, обмена опытом, консультаций "в одном окне" и общественного признания домощенным — в прямом смысле в силу обстоятельств — талантам и просто праздника с яркими концертными выступлениями — большое дело, которое "душа просит" сделать для людей с особыми обстоятельствами жизни. Но в том и вопрос, что вот этот барьер под названием "особые обстоятельства" необходимо убрать, "люди так не делятся" важно принять, осознать и жить этим. Были в советской истории времена, когда, к примеру, глухонемых людей выселяли из столицы, чтобы в глазах иностранных туристов не нарушали светлый образ строителя коммунизма. Нынче в тренде гуманизация общества, инклюзив — включение инвалидов в социум, прийти к такому — великий труд и важна каждая капля, которая, как известно, камень точит.

"Сибэкспоцентр" — тестовая площадка, изучать здесь новые направления, даже ростки — милое дело, специальных усилий делать не надо, нужно только открыть глаза. Волонтерство как социальную потребность, проявил открытый семинар в программе выставки "Добро в тренде", а чуть позже Форум городских сообществ, на котором социальные проекты — это основной хит. Нет, мы, конечно, привыкли и время от времени участвуем, когда проходят разовые акции — собрать теплые вещи пострадавшим, купить лекарства болящим, но чтобы вот так системно, на постоянной основе это стало частью жизни и потребностью общества — к этому мы только идём. И надо уметь выявить потребности и возможности, а также грамотно составить заявку на грант — этому специально посвятили семинар, чтобы все, кто хочет сделать большое доброе дело, сумели получить для этого необходимый ресурс. Социальное проектирование уже даже в моде и рождает заслуживающие внимания идеи как, например, объединение домов престарелых с домами для детей-сирот, чтобы мудрость и опыт старших передавался детям, а те в свою очередь, не страдали от одиночества. Судя по прессе, в мире есть уже такой позитивный опыт, у нас со свойственной категоричностью его только начинают обсуждать. И делиться радостью, что 84-хлетняя бабуля обратилась к социальным работникам с просьбою — научить её интернету и самое главное, что уже повсеместно есть кому просто мудрёное дело для пожилых преподать.

Мастер-классы нынче на выставке, впрочем, как и всегда, были в фаворе. Лично я пыталась понять как плетут из гламурных журнальных страниц вначале тонкие нити, а потом какой-нибудь фантастический предмет типа обертки для подарочной бутылки — так вот почему на столе емкость с этикеткой "коньяк". Он уже конечно кого-то порадовал, освободив форму для творчества, а мое внимание целиком захватила "костюмотерапия". Процессом управлял опять же волонтер, а колясочники, для которых подготовили целую площадку, примеряли и резвились, насколько позволяли их технические средства, в разных масках, париках, жабо, боа и накидках. Наблюдать за лицами в процессе превращений — был спектакль, и как тут не понять, что жизнь — театр и все мы в ней — актёры!

Каждый выполняет свою роль, и если речь вести о технических средствах реабилитации, чтобы получить положенное, играется пьеса в нескольких актах и действиях с участием целой когорты исполнителей. Попытаться понять, как это работает — хороший тест, который можно провести только на выставке в "Сибэкспоцентре", где разом собираются почти все нужные структуры: соцзащита, медико-социальная экспертиза, Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Скажу сразу — у меня ничего не вышло: сначала направили туда, потом сюда... То же самое случилось с моей подругой, которая, получив программу реабилитации на 2016 год, так и не смогла заменить отслужившее свой срок высокотехнологичное средство реабилитации: ей предложили написать заявление в исходный пункт, а я получила остро-колющий сюжет для отдельного материала.

Творческий материал на выставке вдохновлял — мастера-умельцы и таланты неисчерпаемы и неутомимы. Для облегчения своего инвалидного труда Юрий Лесков из Усть-Илимска придумал проект и соорудил картофелекопалку. Он даже ролик на стенде крутил — как мастерил из подручных средств свой инженерный шедевр, теперь впору тиражировать его и продавать — кому такую помощницу в огороде не надо? Моя коллега купила ручной работы куклу. "Теперь вот думаю, как её назвать?" — озадачилась она. Она и вправду, как оберег — теплый, смешной и уютный. А скульптура "Неоновый отшельник" — откровенный сюрр. Наверное, Дали навеял автору такой необычный образ — отдельно взятый глаз в необычно расцвеченной "осьминоговой" оболочке... А может, сама наша действительность, где очень многое поражает взор, преломляя в сюрр цвета и оттенки реальной жизни?

Для тех, кого судьба лишила возможности видеть, в Художественном музее им. В. П. Сукачева создали уникальный проект: картину Репина "Нищая" по системе Брайля можно "трогать" руками. Это, конечно, идеальная репродукция, на которую надет специально изготовленный объемный прозрачный колпак с четко выпуклыми линиями изображения. Деньги на него собирали по краудфандингу и намерены также, вскладчину, оплатить в "Тифлоцентре "Вертикаль" тактильное изображение иконы, чтобы знакомить незрячих и слабовидящих с искусством иконописи. В основе всего этого — искреннее желание приобщить всех без исключения к прекрасному, и энтузиазм, который, согласитесь, дорогого стоит, даже если судить об этом с высоты Эйфелевой башни. Виртуозно выполненную статуэтку от имени участников выставки на торжественном закрытии подарили зампреду Правительства Иркутской области Валентине Вобликовой. Подарок впечатлил и, по-моему, задал тон — развивать социальный аспект нашей жизни, чтобы он достойно проявлялся везде: и в буднях, и на выставке в "Сибэкспоцентре", которая всякий раз подтверждает "И невозможное возможно..."



Надежда Зайцева

СибЭкспоЦентр, 19.12.2016, 17:43

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >