"Все дело в черных полосках": возрождение "Круговой панорамы"



Осенью 2018 года на ВДНХ откроется обновленный кинотеатр "Круговая панорама" — памятник новаторам советского кинопроизводства и одно из культовых мест Выставки. Сейчас здание, в котором ни разу за 59 лет не проводился капитальный ремонт, находится на реконструкции: инженерные системы не отвечают современным требованиям, историческое оборудование нуждается в реставрации. После реконструкции "Панорама", сохранив свой архитектурный облик и функции, превратится в полнокупольный кинотеатр со сплошным 360-градусным экраном и подвижной платформой, стоя на которой посетители смогут наслаждаться фильмами в формате 4D. Старое оборудование не просто станет частью экспозиции — в "Панораме" будут устраивать "исторические сеансы", для чего напечатают новые копии советских круговых фильмов. О прошлом, настоящем и будущем "Круговой панорамы" рассказывает консультант ВДНХ по кинотехнике, инженер и руководитель Музея кинотехники Александр Зенин.
Осенью 2018 года на ВДНХ откроется обновленный кинотеатр "Круговая панорама" — памятник новаторам советского кинопроизводства и одно из культовых мест Выставки. Сейчас здание, в котором ни разу за 59 лет не проводился капитальный ремонт, находится на реконструкции: инженерные системы не отвечают современным требованиям, историческое оборудование нуждается в реставрации. После реконструкции "Панорама", сохранив свой архитектурный облик и функции, превратится в полнокупольный кинотеатр со сплошным 360-градусным экраном и подвижной платформой, стоя на которой посетители смогут наслаждаться фильмами в формате 4D. Старое оборудование не просто станет частью экспозиции — в "Панораме" будут устраивать "исторические сеансы", для чего напечатают новые копии советских круговых фильмов. О прошлом, настоящем и будущем "Круговой панорамы" рассказывает консультант ВДНХ по кинотехнике, инженер и руководитель Музея кинотехники Александр Зенин.
- Как вообще началось ваше сотрудничество с "Круговой панорамой"?
- В 2008 году я там вместе с друзьями устраивал "субботник". Смысл был в том, чтобы заново напечатать копию одного из круговых фильмов и показать его людям во всей красе, в приличном качестве. Считайте, это был первый раз за долгие годы, когда зрители увидели на экранах все, что нужно. Потом мы сделали еще один "субботник" в 2014 году. Взяли в Красногорском архиве кинофотодокументов единственный негатив фильма 1966 года и пошли на студию Горького. Там нам сказали — сказал человек, который когда-то работал на ЦСДФ, где снимались все советские круговые фильмы и он был механиком по этим самым круговым камерам: "Я эту работу беру на себя, вы только купите пленку". И мы, скинувшись, купили на "Кодаке" эту пленку — она обошлась в 34 000 рублей, по-моему. И нам напечатали новую копию фильма. Напечатали на лавсане — это такой износостойкий "Кодак"…
- Один фильм — это 11 кусков пленки?
- Да, 11 пленок, каждая пленка — свой ракурс. Каждая пленка нумеруется и заряжается в свой проектор. В общем, все работало, а потом в 2016 году все в один день перестало работать. Причем символично: у нас как раз тогда шла выставка в 15-м павильоне "Вам и не снилось", посвященная кинематографу. Она состояла из 11 залов, там был показан весь кинопроцесс, я выставлял из своего музея киноаппаратуру, водил экскурсии, рассказывал про все это. В том числе я показывал круговую кинокамеру — ту самую, на которую снимались эти фильмы. Она одна сохранилась, хоть и не целиком. Так вот, я ее показывал и сразу отправлял людей в "Панораму". Короче говоря, 25 августа — День российского кино, и в "Панораме" случается маленький пожар. Там сгорает трансформатор, который понижает с 380 на 220.
- Старый трансформатор?
- Ну да. Была версия, что это кто-то из уволенных сотрудников сделал, потому что на трансформаторе нашли свежие следы от удара — вроде как ударили острием молотка, ну и обмотки загорелись. С того момента "Панорама" перестала работать.
- То есть с 25 августа 2016 года она не работает?
- Да.
- А поменять трансформатор было невозможно?
- Да можно, конечно, его было перемотать, это около 60 000 рублей, но там уже была другая история: "Панорама" в тот момент передавалась от ГБУК "Московское кино" непосредственно АО "ВДНХ". И уже шла речь не только о трансформаторах, а вообще о реконструкции всего кинотеатра. К тому моменту зал выглядел совсем убого. Экраны грязные. Они же там висят с момента, как панораму открыли после модернизации, — с 1966 года.
- Их не протирают?
- Ну, это пластикат старый: его чуть тронешь — трещины пойдут. Я помню, что мы один экран зашивали, потому что неаккуратно залезли динамик поменять. Динамики тоже все древние, все попередохли, мы туда сами привезли дофига разных динамиков и меняли. И вот, собственно, из-за того что места очень немного, задели этот экран случайно — и он лопнул прямо посередине, пришлось сшивать. Конечно, эти экраны уже не годятся для показа. Мы же вот ту копию в 2014 году напечатали со свежими красками, новую. Как будто его только сейчас сняли. Особенно зима — там лыжники в цветастых костюмах, камера едет по лыжне, красота… И как раз когда этот ослепительный снег — все пятна и всю черноту на экранах становится видно. А еще позади экранов висела в таких льняных мешках звукоизоляция: там же кирпичная кольцевая стена, ее нужно изолировать. И эти мешки просто стали валиться вниз, падали во время сеансов...
- Это, что ли, акустическая вата?
- Там даже не вата, а трава, реально! Когда эти мешки падали и рассыпались, оттуда вываливалась какая-то черная… то ли полынь, то ли сеном их набивали… "Панораму" же быстро очень строили. И вот падает такой мешок, а от него вся пыль садится на экраны. В общем, вся изоляция отвалилась, и из-за этого в зале появилось такое "туалетное" эхо, чего не должно быть. После реконструкции все это, конечно, будет исправлено.
- Как вообще будет устроена "Панорама" после реконструкции?
- Ну, например, экран будет закреплен на специальной раме и станет полностью круговым — без вертикальных перемычек, которые делят его сейчас на 11 частей. Но во время "исторических сеансов" в новом экране будут открываться вертикальные окошки, то есть его можно будет разделить при необходимости.
- А без этих перемычек нельзя старые фильмы показывать?
- Там очень некрасивый шов будет. Откуда вообще эти полоски взялись? В первой системе панорамного кино, которая у нас была разработана, а потом в Америке восстановлена, а у нас, наоборот, утрачена, был обзор 146 градусов. Был кинотеатр "Мир", где стояли три проектора, и они наперекрест светили на большой экран. Там была очень хитрая система, которая давала целостное изображение безо всякого шва. В "Круговой панораме" этого не применили по одной причине — не продумали, как в этой 11-объективной камере совместить в одну точку все оптические оси. Американцы до этого додумались, а наши нет. Наши взяли и поставили 11 кинокамер по кругу, соответственно точка схода находится посередине, соответственно между камерами есть мертвая зона, они как бы друг друга "перекрещивают". И если человек идет по кругу (а в этих фильмах много таких сюжетов, где люди ходят), получается, что он на этом "перекрестке" пропадает. И если делать полную сшивку всех 11 ракурсов, получится, что люди, доходя до этих швов, вдруг исчезают. А потом снова появляются. Потому и сделали эти черные полоски-перемычки. Совсем не потому, что между ними проекторы стоят.
- Кстати, в каком там состоянии проекторы? Они работают?
- Проекторы в полном порядке. Надо только заменить в них старые, взрывоопасные ксеноновые лампы. Про это, кстати, обычно не пишут, это момент сугубо технический, но вы можете себе представить — ксеноновые лампы в 1959 году?! Это была просто прорывная технология на тот момент.
- Давайте еще поговорим про старые фильмы. Вы их будете оцифровывать?
- Конечно. Оцифруем, а потом снова напечатаем.
- А нельзя их и показывать в "цифре"? Зачем опять печатать на пленке?
- Можно, но тогда не будет аттракциона. Ценность ведь не столько в самих фильмах, сколько в том, чтобы показывать именно через эти проекторы.
- Тогда зачем их вообще цифровать, а не сделать просто копии с негатива?
- Благодаря новой печати мы устраним еще и многие технические проблемы, связанные с демонстрацией фильмов. Там, например, в зале, есть пульт. Он был нужен, чтобы в ручном режиме исправлять огрехи печати. Если во время съемок одна из 11 камер оказалась опущена чуть ниже, чем остальные, значит, весь этот ракурс будет ниже. А оптического выравнивания раньше не было, фильм печатали, как есть. И вот оператор кинопанорамы во время показов сидел за этим пультом и делал ручное выравнивание: если он видит, что план поехал где-то, он сразу его раз — и выровнял. Если сейчас оцифровать фильмы и снова напечатать их на пленке, эта проблема просто уйдет, все будет выровнено. Раньше из-за этих нестыковок, кстати, бывали проблемы, особенно если киномеханик попадется не очень хороший.
Цифровать надо еще вот почему. Никто не даст вам напечатать с негатива сразу несколько копий на будущее, потому что негатив от этого портится. Скажем, тот негатив, который мы копировали к "субботнику", был вообще на нитропленке. Это основа старых пленок, она воспламеняется при 120 градусах, причем потушить ее практически невозможно. И потом, со всех этих негативов ушел цвет — они ведь все на пленке "Свема". Мы, когда печатали копию, делали цветокоррекцию, возвращали эти краски все. И делали-то на глаз, потому что цветовые паспорта не сохранились.
- Сколько было снято панорамных фильмов?
- По разным данным, их было 17. В Красногорском архиве сохранились восемь негативов, которые можно легко восстановить: оцифровать и напечатать заново. К трем из них не сохранились звуковые фонограммы, но это не проблема, потому что к ним есть монтажные листы.
Где остальные девять фильмов — неизвестно.
- То есть то, что сейчас лежит в шкафах "Кинопанорамы", это не оригиналы, а остатки старых копий?
- Конечно, это фактически мусор. Там остались пленки, которые можно использовать разве что при восстановлении негативов — если вдруг где-то что-то окажется утрачено. Самостоятельной ценности они не представляют. После реставрации их можно будет уничтожить.
- А звук к фильмам хранится отдельно?
- Да, звук отдельно, но не знаю, есть ли смысл его воспроизводить с магнитной ленты во время "исторических сеансов". Разве что для того, чтобы показывать людям, как все крутится и фонографы работают? Так-то весь звук, ко всем восьми фильмам, уже оцифрован.
- Значит, фонографы работают, проекторы работают. А что не работает?
- Плохо работает блок синхронизации проекторов. Но мы еще давно хотели поставить туда обычный современный частотный преобразователь. Он плавно разгоняет мотор до нужной частоты, и все проекторы синхронизируются и идут кадр в кадр. Сейчас там стоит старый роторный синхронизатор — из-за него разгон неплавный, и поэтому пленки часто рвались. Я бы предложил его оставить как часть музейной экспозиции, чтобы его можно было подключить в рамках какой-нибудь спецэкскурсии. И пульт тоже оставить как музейный экспонат.
- А в каком качестве вы будете цифровать старые фильмы?
- В 6К нет смысла, потому что это пленка "Свема". А вот в 4К есть смысл, потому что за счет разрешения можно здорово поднять цвет. Там синий цвет в основном уходит. Ну а дальше они выравниваются, и все. Есть идея для начала оцифровать три фильма.
- Какие именно?
- Ну, лично я бы выбрал самые динамичные. "Возьмите нас с тобой, туристы!" очень динамичный, там про "совок" в общем нет ничего, и не рассказывается, как и что бороздят космические корабли. "В дорогу, в дорогу" тоже красивый, видовой фильм.
- "Дум высокое стремленье"?
- Ужасный фильм! Просто отвратительный! Но самый поганый фильм — это "Родники", где камеру поставили на качели. Тебя реально укачивает. Причем долго, минуты три все раскачивается, и монотонный голос что-то втирает. Народ просто закрывал глаза, кричал — что за гадость, вырежьте эту сцену!.. Есть "Волга — русская река" — тоже хороший видовой фильм, можно его. Еще, кстати, есть негатив фильма "Лето в Чехословакии" — он очень классный. Но позитива от него не осталось, только какие-то куски. Я его с детства помню. Еще отличный был фильм "На земле, в воздухе, под водой"! Вот там кругорамные подводные съемки. Он тоже впечатляющий, но в не очень хорошем состоянии. Там негатив надо реставрировать. Это возможно.
- Вы кого-нибудь знаете из прежних сотрудников "Панорамы"? Они принимают участие в нынешней работе?
- Есть инженер, который долго там работал, работал до последнего дня, он готов принять участие в монтаже и переоборудовании. Есть еще пара знакомых инженеров, которые отлично знают эту историю. Мы с ними собрали для "Панорамы" огромную коллекцию запчастей.
- Где же вы их нашли, интересно?
Ну, вот, например, когда из кинотеатров уходила пленка, сеть "КАРО" любезно предоставила нам возможность "разбомбить" их аппаратуру. Много чего мы унесли, в частности набрали 75-х объективов, которые можно будет после реконструкции поставить на проекторы вместо старых, 72-х. А еще у меня есть полное техническое описание "Круговой панорамы". Это случайно вышло — в какой-то момент, когда я еще формировал свой музей, я плотно общался с Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ). И по счастливой случайности на свалке НИКФИ я нашел несколько портфелей с документацией по "Панораме". Там чертежи, разработки, труды НИКФИ по проектированию…
- Прямо на свалке?!
- Прямо на помойке, да. Я тогда коллекционировал техническую документацию. И мне старожилы сказали, мол, из библиотеки НИКФИ сейчас вынесли очень много всякой техдокументации. И первое, что мне попало в руки на помойке, — "Круговая панорама"! А когда ЦСДФ ликвидировали, я там нашел стеклонегативы с первых кругорамных съемок. То есть как выглядели первые камеры, их чертежи... Там есть очень красивые чертежи, которые со стеклонегативов можно получить бешеного качества. Потому что эти негативы формата 9 на 13. У меня все это лежит. Их можно оцифровать и использовать перед сеансами, а можно просто напечатать и развесить — короче говоря, уникальная вещь.
- Вы считаете, что в ходе реконструкции реально объединить старое и новое оборудование?
- Конечно. Пускай австрийские инженеры, которые устанавливают платформу, обеспечат нам "черные полоски", которые будут делить новый экран на 11 частей, больше ничего не понадобится. С них — только полоски. Все остальное будет работать — сто процентов.
КОНТАКТЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ ВДНХ:
Телефон: +7(495)544-34-00
Эл. почта: info@vdnh.ru
КОНТАКТЫ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ:
Телефон: +7(495)748-34-20
Эл. почта: press@vdnh.ru


#Выставка #Конференция #Ярмарка #Конгресс #Exhibition #Fair #Congress #vmost #rsoft #рсофт

ВДНХ ( бывший ВВЦ), 22.02.2018, 16:46

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >