"Ближе к реальности, товарищи!": из истории павильона "Космос" Rambler's Top100

Совсем скоро на ВДНХ откроется новый центр "Космонавтика и авиация". В преддверии этого события бывший замдиректора павильона
"Павильон "Машиностроение" — макет космического корабля "Восток", 1965 г. Источник: фотофонд АО "ВДНХ".
- Когда вы начали работать в павильоне?
- Я пришел в "Машиностроение" в 1966 году — сперва просто как инженер. Космические экспонаты в нем уже были начиная с середины 60-х: их туда перевели из павильона Академии наук СССР. Но до 1967 года "Космос" был просто одним из разделов павильона — как станки, оптика, автомобили… В "Машиностроении" было порядка двенадцати разделов.
- По-моему, в те годы был конфликт с Академией наук — ВДНХ вроде как не хотела размещать постоянный космический раздел в этом павильоне?
- ВДНХ не хотело почему? Академия наук — обособленная большая структура. У них были свои павильоны, целый ряд — "Химия", "Физика", "Биология"... А ВДНХ подчинялась непосредственно Совету Министров, у них там генеральный план развития. Конфликт был, да. Ну, там на дирекцию надавили…
- Кто?
- ЦК КПСС — кто может еще надавить? В конце концов, к 50-летию Октября, к 1967 году, постоянную экспозицию разместили в "Машиностроении". Кстати, в первые годы по космическому разделу водили экскурсии специалисты по новаторскому машиностроению. А потом уж этим стала заниматься специально созданная дирекция.
- Что собой тогда представляла экспозиция?
- Ну, там спутники первые стояли. Все эти Лайка-Белка-Стрелка, собачки были… В 70-е стояла сцепка "Союз-Аполлон", спускаемый аппарат. Лежал образец лунного грунта. Возле него ставили суточный пост милиции. Это же дорогостоящая вещь! Хотя там фрагмент был вот такой — с ноготь. Ну и подходили люди, смотрели в иллюминатор, толпились…
Орбитальный космический комплекс "Союз" — "Аполлон", 1982 г.
- Экспозицию "Машиностроения" ради "Космоса" сокращали?
- Да нет, ведь "Космос" — это только "холодная" часть павильона, эллинг. А "Машиностроение" в боковых залах. Они отапливались, там стояли станки, машины. На втором этаже тоже теплые залы, там более легкое оборудование.
- Космические экспонаты обновляли? Если, скажем, сравнивать 70-е и 80-е годы?
- Немножко обновляли. Вообще я хочу сказать, с ними, с "космачами", было тяжело в этом смысле. Что-то нельзя было показывать, что-то "на войну" работало… Ведь и вот эта ракета, которая стоит на улице, — это самая настоящая ракета, только без начинки. Никто же не будет специально для ВДНХ такой огромный макет делать. Я, кстати, помню, как ее ставили. Там был бассейн, его потом заполняли землей, насыпь делали, рельсы…
"Павильон "Машиностроение" - спускаемый аппарат космического корабля "Восток", 1965 г. Источник – фотофонд АО "ВДНХ".
- А как вообще договаривались про доставку космических экспонатов?
- Существовал тематический и тематико-экспозиционный план выставки. За него отвечало управление пропаганды, тематики и методики (ГУПТИМ), люди там сидели, конечно, далеко не простые. Был, например, Шапочкин такой — чуть ли не один из адъютантов Сталина, бывший генерал… У каждого экспоната на выставке была этикетка, которую обязательно "литовали", особенно если речь шла о закрытых производствах. То есть какое-либо министерство дает ВДНХ свои предложения — что они хотят показать. На выставке обрабатывают информацию, с чем-то соглашаются, где-то просят внести коррективы. Дальше из министерства присылают большой список характеристик будущих экспонатов. На трех-четырех листах. И вот из этих характеристик нужно сделать этикетки. Коротко, сжато. Этим занимались методисты павильонов. Тематический отдел утверждал. Потом этикетки сдавали в Главлит. Там тоже утверждали — и только после этого типография печатала этикетки.
А с "Космосом" было немного иначе. Вернее, намного проще. Они сами присылали список экспонатов, которые они дадут, все описания — и это корректировке не подлежало. То есть все уже было заверено. Более того, на ВДНХ тогда была единая форма этикеток, даже подставки под этикетки одинаковые. А "Космос" делал все сам — мол, вы нас не учите, мы сами все сделаем. Конечно, до конфликтов не доходило. Но моменты были, да…
- Как обслуживали экспонаты?
- Там основное обслуживание — это экскурсионная работа. В "Космос" валом шли туристы — наши и иностранные. Когда туристов туда привозили, автобусы оставляли за территорией — исключения делали только по линии "Интуриста". А так все группы шли от входа до "Космоса" пешком. Хорошо, если лето. А зимой же все идут налегке, без фуражечки, потому что им говорят: "В павильоне". Потом они заходят в павильон, и у них глаза открываются очень широко. И брови поднимаются. "Почему же здесь так холодно?" Эллинговая часть — она не отапливалась никогда. И однажды один наш гид на вопрос "Почему так холодно?" ответил: "Как "почему"? Это же космос! Ближе к реальности, товарищи!" И с тех пор многие гиды ВДНХ подхватили эту отговорку.
"Павильон "Космос", 1976 г., автор Jacques Dupâquier. Взято с сайта pastvuu.com
- А почему не отапливали на самом деле?
- Вот была в конце 70-х годов история. ВДНХ тогда руководил Константин Иванович Михайлов, он пришел из Министерства обороны. Крутой был мужик, суровый. Начинал говорить, а потом все тише, тише, тише — и все замолкали. Он мог снять с должности директора павильона — за что? Вот сейчас есть скотч, а раньше объявления типа "Павильон закрыт" клеили обычным канцелярским клеем или гуммиарабиком. Клей полимеризацию проходил, и после этого отодрать объявление просто невозможно. И скоблить нельзя — можно стекло поцарапать. Ну и вот Михайлов, помню, говорил: "Еще раз такое увижу — уволю". И кого-то даже увольнял. Короче говоря, все тогда задавали этот вопрос про "Космос": "Неужели, мол, нельзя отопить здание? Пушку какую-нибудь тепловую поставить?" А какую там пушку — объем-то здания вы видели? И потом, его же продувает, этот эллинг, постоянно.
И вот на одном совещании в Москве корреспондент "Правды" задает вопрос замдиректора ВДНХ по капитальному строительству: "Скажите, неужели нельзя утеплить павильон?" Тот отвечает: "Можно, но…" — и начал рассказывать с позиции специалиста-строителя. В общем, по его ответу выходило, что с точки зрения затрат проще сломать павильон и построить новый. После этого Михайлова вызывают в ЦК и говорят: "Что ж ты? Все говорят: "Утеплить нельзя", а твой зам вон в "Правде" какие заявления делает". Директор вернулся на Выставку, и таких воткнул этому заму… Тот оправдывался: "Да я теоретически рассуждал!" А Михайлов ему: "Ты думай, что вообще говоришь! Это же все-таки "Правда". За твой счет будем утеплять?"
- Уволил его?
- Да нет, конечно…
- Значит, народу много ходило в павильон?
- Много, много. Было интересно, там же была представлена практически вся космическая отрасль. Спутники, метеорологические ракеты. Много чего. Под куполом была звезда, но ее сняли в какой-то момент.
- Почему сняли?
- Там поставили ракету двухступенчатую в середине. Пришло начальство и сказало: как это? Ракета летит в нашу звезду? Это политика уже. А вторая причина — ракета упиралась в свод, а звезда мешала. Ну и сняли, выиграли несколько метров. Это, так сказать, художественная составляющая.
"Павильон "Космос": витрина с космическим питанием", 1975 г., автор Hans Rudolf Uthoff. Взято с сайтаpastvuu.com
- Вот вы сказали — "только экскурсионное обслуживание". А ухаживать за экспонатами не надо было?
- Ну, это же макеты, они недействующие. Единственно нужна была группа технических работников — протирать пыль и мыть пол. Ну, еще рубильник — включать электричество в павильоне. Они включали подсветку, и еще там были стендовые киноустановки. Что-то вроде автомата газированной воды, только с экраном, на котором один и тот же фрагмент длиной 6–7 минут крутится.
- А если какие-то экспонаты надо снять или заменить?
- Это приезжали сотрудники из Подлипок, из нынешнего Королева. Сами все делали.
- Где теперь находятся экспонаты старого "Космоса"?
- Часть перевезли в музей авиации и космонавтики около метро "ВДНХ". Часть забрали в Королев. Часть отдали каким-то заводам, а те, наверное, их либо в свои музеи поместили, либо просто списали. А вот ракета у нас стоит. Ее, кстати, раньше на ночь горизонтально клали.
Ракета "Восток", 1982 г.
- Зачем?
- Ну, считалось, что она так лучше сохраняется. А вдруг ветер будет сильный? Это сейчас там ее приварили, растяжки поставили — все крепко. А раньше опускали. И был такой случай. Идет утром рабочий наш по Выставке. Навстречу туристы. А был сильный туман. Они спрашивают: "Скажите, где Останкинская вышка?" (имея в виду телебашню). А он посмотрел на часы и говорит: "Так еще не подняли! На ночь же опускают".
КОНТАКТЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ ВДНХ:
Телефон: +7(495)544-34-00
Эл. почта: info@vdnh.ru
КОНТАКТЫ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ:
Телефон: +7(495)748-34-20
Эл. почта: press@vdnh.ru


#Выставка #Конференция #Ярмарка #Конгресс #Exhibition #Fair #Congress #vmost #rsoft #рсофт

ВДНХ, 01.03.2018, 17:05

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ"  - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >